Влияние времени пребывания вне помещения на прогрессирование миопии у детей

В журнале OVS опубликованы результаты проведенного специалистами Чунцинского медицинского университета (Китай) исследования влияния времени пребывания вне помещения на прогрессирование миопии у китайских детей в возрасте от 9 до 11 лет в различных режимах обучения. 49 детей носили специальные очки Akeso для объективной регистрации зрительного поведения в режиме реального времени с ноября 2019 г. по ноябрь 2020 г.; в этот период участники занимались онлайн с середины февраля до начала мая 2020 г. В оправу очков Akeso (в правый заушник) встроены сенсор, определяющий направление взгляда по вертикали (зрение вдаль-вблизи), датчик измерения уровня освещенности и УФ-датчик для определения местонахождения ребенка (улица-помещение).
Данные (время ношения очков, время пребывания на улице и время зрительной работы вблизи) собирались ежедневно с 7 утра до 10 вечера в течение двух 14-дневных периодов: первый включал режим онлайн-обучения (со 2 по 15 марта 2020 г.) и второй – традиционный режим обучения в школе (с 20 мая по 2 июня 2020 г.). Сферический эквивалент рефракции и осевую длину измеряли на исходном уровне (ноябрь 2019), через 6 месяцев (в мае 2020) и через 1 год (в ноябре 2020)..

РЕЗУЛЬТАТЫ
Время нахождения на улице во время обучения в режиме онлайн (медианное значение 9,5 мин.; межквартильный диапазон от 0,75 до 48 мин.) было значительно меньше, чем при традиционном обучении в школе (медианное значение 29 мин.; межквартильный диапазон от 11,50 до 50 мин.; P < 0,001).
Среднее (± стандартное отклонение) время зрительной работы вблизи в режиме онлайн (396,58 ± 114,41 мин.) и режиме обучения при посещении школы (376,52 ± 93,99 мин.) значительно различалось (P = 0,007).
По сравнению с исходным обследованием (-2,33 ± 0,81 D, ноябрь 2019 г.) средний сферический эквивалент рефракции правого глаза при обследовании через 6 мес. (май 2020 г.) уменьшился примерно на 0,6 D (-2,94 ± 0,83 D, P = 0,001), что указывает на значительное увеличение миопии за период обучения в режиме онлайн.
Изменения рефракции за следующие 6 месяцев (с мая по ноябрь 2020 г.) были статистически несущественными (−3.20 ± 0.84 D), что свидетельствует об отсутствии заметного увеличения миопии за время обучения при посещении школы.
Для аксиальной длины правого глаза не было обнаружено разницы в начальный момент (24,55 мм) и через 6 мес. (24,89 мм), а также не было разницы в показаниях через 6 мес. и через 1 год (25,05 мм). Однако было достоверное отличие между исходным уровнем (ноябрь 2019 г.) и через 12 мес. (ноябрь 2020 г.).
ВЫВОДЫ
Это исследование предоставляет доказательства связи режима обучения и прогрессирования миопии. Ускоренное прогрессирование миопии при обучении в режиме онлайн может быть связано с увеличением времени зрительной работы вблизи и уменьшением времени, проводимого вне помещения.